Новые данные показывают, что объект, принятый за звезду, на самом деле таковым не является

Исследователи из Института Вейцмана в Израиле выяснили, что обнаруженный в 2015 году космический объект ASASSN-15lh представляет собой не рекордно яркую сверхновую звезду, как предполагалось первоначально. Скорее всего, в действительности небесное тело является вращающейся черной дырой, которая звезду поглощает, предполагают исследователи.

фото: pixabay.com

Объект ASASSN-15lh, зарегистрированный астрономической службой All Sky Automated Survey, двадцатикратно превосходит по яркости все звёзды Млечного пути вместе взятые. Он находится на расстоянии около 4 миллиардов световых лет от Земли. Вскоре после открытия небесное тело было объявлено сверхновой, однако, пронаблюдав за ним на протяжении десяти месяцев, специалисты предложили альтернативную версию.

Исследователи предполагают, что четыре миллиарда лет назад, когда дошедший до Земли свет лишь зарождался, очень быстро вращающаяся чёрная дыра «поймала» сравнительно небольшую звезду и разрушила её. Звезда, которая, как предполагается, могла быть по размеру и характеристикам похожа на Солнце, распалась на обломки под воздействием приливной силы, вызванной мощным гравитационным полем. Обломки эти впоследствии нагрелись ещё сильнее, чем когда были частью звезды, из-за того, что продолжали на огромной скорости приближатьсяь к чёрной дыре.

Этот процесс мог заставить обломки засветиться настолько ярко, что «со стороны» это могло быть похоже на рождение небывало яркой сверхновой, чем исследователи и объясняют первоначальную ошибку при попытке определить природу объекта ASASSN-15lh.

Специалисты признают, что предлагаемое ими объяснение также может быть ошибочным, поскольку оно требует весьма конкретных условий: разрушить звезду должна чёрная дыра, по меньшей мере в 100 миллионов раз более тяжёлая, чем Солнце, и она должна быстро вращаться (в противном случае звезда разрушилась бы слишком поздно, и появляющийся при этом свет также был бы затянут в чёрную дыру). Впрочем, даже с поправкой на это исследователи считают свою версию наиболее вероятной из существующих.

Исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy.

Источник