Незалежной придется еще и заплатить за возвращенные ей по суду ценности из четырех музеев полуострова

В Нидерландах продолжается скандал из-за золотых реликвий полуострова, коллекции «Крым, золото и тайны Черного моря», которые все никак не могут поделить между собой Россия и Украина.

И тут в дело вмешался упавший малазийский Боинг.

фото: pixabay.com

Судья определил, что при любом раскладе культурные ценности еще 3 месяца будут находится в Амстердаме, поскольку проигравшие крымские музеи имеют право подать на кассацию.

В случае окончательной победы Украина должна будет выплатить свыше 110.000 евро голландцам за страховку, инвентаризацию и хранение коллекции. Впрочем, это еще повезло, Нидерланды, по слухам, претендовали на гораздо большую сумму — порядка 300.000 евро.

“Музей Allard Pierson обращается с культурным наследием из Крыма как с горячей картошкой, которая отныне крепко застряла в горле. Музей почти подавился этой картошкой” — заявил Мартин Сандерс, адвокат, представляющий интересы Украины во время последнего судебного заседания.

Местные СМИ уже прозвали эту коллекцию проклятым «крымским золотом», с 31 августа 2014-го года музей в Амстердаме хранил ее в своих подвалах, не решаясь отдать ни одной из претендующих на драгоценности сторон.

Тысячи исторических ценностей были переданы в качестве временной экспозиции голландскому музею в те далекие времена, когда Крым еще являлся частью украинского государства, ровно за месяц до начавшейся крымской весны и присоединении полуострова к России. Потом ситуация стала неясной. И оставалась таковой до вчерашнего дня, когда суд все-таки поставил жирную точку в этом споре. Отдать раритеты Украине. Вернее, не точку, а пока что запятую.

Ведь в дело вновь вмешался упавший малазийский Боинг.

Дело в том, что еще в 2015-м году некоторые представители бомонда Голландии высказывались в пользу удержания крымского золота в качестве своеобразного залога: дескать, это наш законный военный трофей и до окончательного суда над виновниками катастрофы самолета MH-17 он должен оставаться в руках Нидерландов как средство возможного давления на Россию. Тогда это предложение не возымело успех, но сейчас некоторые его тезисы звучат все настойчивее.

Международное влияние маленьких Нидерландов весьма незначительно и заставить слушать себя большие и важные государства очень непросто, для этого требуются привести весьма серьезные аргументы. Эти аргументы и есть крымское золото. «Вспомните Guemica, знаменитую картину Пикассо для ЭКСПО в Париже в 1937 году, которая вернулась в Испанию после освобождения страны от фашистского режима», — пишут интернет-пользователи. Вот и с реликвиями Черного моря должно быть так. В реальности к расследованию трагедии с MH-17 в июле 14-го года над небом Донбасса, конечно, это золото не имеет никакого прямого отношения.

Хотя, как предполагают эксперты, родственники жертв авиакатастрофы, могут попытаться наложить арест на всю коллекцию, со стоимости которой после окончательного вердикта суда и мог бы быть выплачен моральный и материальный ущерб семьям погибших.

Маловероятно, конечно, что такое решение будет принято. Так как оно повлечет за собой еще большую юридическую казуистику, ведь в таком случае музей Allard Pierson обязан хранить эти сокровища у себя до того, как приговор окончательного озвучит имя виновного в катастрофе самолета МН-17. Украина или Россия.

Ситуация сложилась весьма непростая, в ней переплелись политические, юридические, этические и культурные аспекты. Случай представляет собой прекрасный образец замысловатых дискуссий и споров, как может и должно меняться право частной собственности при распаде страны или изменения суверенитета части ее территории. В любом случае абсолютно ясно, что четкой схемы и международно приемлемой процедуры, как следует поступать в подобных случаях, и кому возвращать золото, просто не существует.

Источник

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: